Поляков Валентин Викторович
Дружеский шарж на писателя Михаила Николаевича Лебедева 1934(?). Бумага, тушь, перо.

Удивительно, как точно художник Поляков лаконичными графическими средствами передаёт характер коми писателя: самодостаточный, решительный, целеустремлённый, стремительно движущийся вперёд, невзирая на внешние обстоятельства. Оригинально найденное решение – представить творческий портрет писателя, изображая вылетающие из папки листы писчей бумаги с названиями жанров, в которых работал Лебедев – вызывает одновременно искреннюю улыбку и уважение к его многогранному таланту.

Михаил Николаевич Лебедев – на комиЛебедев Микӧл Микайлӧ – один из самых крупных коми писателей первой половины ХХ века, внесший значительный вклад в развитие национальных форм коми искусства. Писал также под псевдонимами Юсь, Абориген Вычегодский.

Родился 22 октября 1877 года в селе Межадор Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии (ныне Сысольского района Республики Коми) в семье волостного писаря. Семья Лебедевых часто меняла место жительства, в 1894 году обосновалась в одном из горнозаводских поселков Чердынского уезда Пермской губернии. С 1896 года М. Н. Лебедев живет самостоятельно, работает писарем в заводской конторе, в сельском и волостном правлениях в селах Покча и Мошев. В 1899 году он возвратился в родные места. Учился в Усть-Сысольском уездном училище, работал помощником волостного писаря в с. Корткерос, в с. Покча. После установления советской власти работал секретарем корткеросского комитета бедноты и секретарем народного суда в с. Корткерос. Большую часть жизни прожил в селе Корткерос.

Начало литературной деятельности М. Н. Лебедева относится к Чердынскому периоду. По его собственному признанию, единственной литературной школой для него в то время была книга: к чтению он пристрастился с детских лет и читал все, что попадалось под руку. Особенно ему нравилась русская историческая беллетристика, определившая направление его творчества. Увлечение романами сказалось и на тяготении начинающего автора к большим прозаическим жанрам: первой его публикацией стал исторический роман хроника о событиях эпохи Отечественной войны 1812 года «За Богом молитва, за царем служба не пропадут», вышедший в 1898 году приложением к журналу «Родина». В этом и последующих произведениях («Собеседник императора» (1901), «Ордынский выходец» (1903), «В горящей Москве» (1912), «В тумане смуты» (1913), «Суд царицы» (1914) и других) молодой автор использует наиболее важные эпизоды русской истории, но, согласно выбранному жанру, она часто служит лишь фоном авантюрных событий, участники которых – вымышленные и реальные исторические лица – выступают в образе романтических героев. Темой его прозаических сочинений становится и история коми народа: принятие христианства («Бурань», 1902; «Кöрт Айка», 1910), присоединение Коми края к московскому княжеству («В родных палестинах», 1904; «Последние дни Перми Великой», 1907). В этот же период появляются произведения, проникнутые острой критикой современности. Таковы сатирические очерки о нравах провинциальной интеллигенции, рассказы «Отец Телентий» (1899), «Таня Осинина» (1908), «Фома Лёкмортов» (1914), «Среди медведей» (1914), повести «В волостном омуте» (1914) и другие, в которых появляется реалистически достоверный портрет российского захолустья и его обитателей. Ранняя проза М. Н. Лебедева создавалась на русском языке в расчете на оперативную публикацию в журналах.

С появлением возможности печататься на коми языке М. Н. Лебедев активно участвует в работе по созданию национальной литературы. Его первыми оригинальными произведениями на коми языке стали стихотворения, опубликованные в сборнике «Коми песни и сказки» А. А. Цембера (1914). В первые годы советской власти в его творчестве преобладают злободневные и наиболее доступные для читателя того времени формы: песенная поэзия, публицистика, предназначенные для постановки на сцене оперетки («Мича ныв» («Красивая девушка», 1919), «Тун» («Колдун», 1920), «Настук» («Настя», 1928)).

В числе других зачинателей коми литературы М. Н. Лебедев входит в состав «Коми комиссии» и работает над созданием школьных хрестоматий и учебников, пишет стихи и песни для детей, много переводит с русского языка. В его переводах выходили произведения А. С. Пушкина , И. А. Крылова , В. В. Маяковского , С. Я. Маршака.

Большинство произведений, написанных для школы, и сегодня не утратили своей исторической и эстетической ценности. Таковы стихотворения «Коми му», «Гажа тулыс воис», «Тулыс», «Йöла», сказка «Зарни чукöр» и другие.

Особое направление в творчестве Лебедева составляют произведения, написанные по мотивам народных легенд и преданий. В начале своего литературного пути – это святочные рассказы, рассказ-предание «Кöрт Айка»; к концу 1920-х годов фольклоризм становится одним из важнейших творческих принципов писателя, обеспечивающих оригинальность его произведений. В соответствии с политическим заказом времени, поэмы сказки «Кöрт Айка» («Железный свекр», 1928), «Яг морт» («Лесной человек», 1928), «Юрка» (1928), «Повтöм зон» («Бесстрашный парень», 1929) воплощают идею борьбы народа против угнетателей.

М. Н. Лебедев известен и как мастер басни. Особое место этот жанр занимает в его литературном наследии второй половины 1930-х годов, когда главной задачей искусства становится воспитание нового советского человека. Он создаёт басни, героями которых становятся колхозники, рабочие советских предприятий, служащие. Их отличает меткий народный язык, включение примет коми быта.

В 1939 году М. Н. Лебедев был отмечен орденом «Знак Почета». Это была первая правительственная награда, полученная за литературный труд на коми языке.

Умер М. Н. Лебедев 5 марта 1951 года. Похоронен на сельском кладбище села Корткерос.

Источник: Национальная электронная библиотека Республики Коми https://neb.nbrkomi.ru/biografii/id/14

Авторские права на все выставленные произведения искусства принадлежат их создателям.
Любое их использование без разрешения авторов является нарушением Закона о защите авторских прав.