Ермолин Рем Николаевич
Портрет Северьяна Фёдоровича Панева, ветерана Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. 1975. Холст, масло.
В 1975 году к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне творческий союз художников Республики Коми создал портретную галерею ветеранов-фронтовиков, которая затем была представлена на выставке. Написанию портрета Северьяна Фёдоровича Панева предшествовала серьёзная подготовительная работа Р.Н. Ермолина. Художник приезжал в дом ветерана, подолгу беседовал с ним, расспрашивал о фронтовых буднях, знакомился с документами, записывал информацию о боевом пути, ранениях и наградах. Северьян Фёдорович Панев родился 31 мая 1907 г. в деревне Керос Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии. Находился на воинской службе с 1929 по 1931 годы, а затем с 25 июня 1941 по 09 марта 1946 года. Воинское звание – капитан; гвардии капитан; майор. Коммунист, член ВКПб с 1937 года. Перед войной закончил Высшую партийную школу в Ленинграде. На фронт ушёл в начале войны добровольцем. Воевал в составе 42-й гвардейской дивизии под Москвой, в Орловской области, на реке Десне, где его часть попала в окружение, из которого выходила с тяжёлыми боями. Военная специальность – сапёр. Комиссар батальона. Участник Сталинградской битвы, освобождал Прагу, Будапешт, Вену. Четырежды ранен. В результате последнего ранения потерял зрение, получил инвалидность 1 группы. Демобилизован в 1946 году. Награждён орденами Красной Звезды, Отечественной войны I степени, Красного Знамени, медалями «За оборону Москвы», «За освобождение Праги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.». Военачальники характеризовали Северьяна Панева как мужественного бойца, смелого командира сапёрного подразделения, опытного наставника, заботящегося о том, чтобы потери личного хотных мин, перерезали заграждения из колючей проволоки, открыли дорогу для наступления нашим танкам и пехоте. За этот подвиг С.Ф. Панев был награждён Орденом Красной Звезды. В январе 1945 года при форсировании рек Нида и Одер грамотно организовал работу коммунистов в подразделениях, тем самым способствовал выполнению сложной боевой задачи, личным примером увлекая бойцов на успешные, стремительные действия и закрепление на плацдарме. За проявленные мужество, отвагу, умелую работу с партийным активом и личный пример в боях был представлен к Ордену Отечественной войны I степени. Весной 1945 года при взятии населённого пункта Емлец, когда противник с превосходящими силами, поддержанными 18 танками, перешёл в контратаку, парторг полка Северьян Панев поднял бойцов в атаку, приняв удар на себя, и в результате обеспечил удержание плацдарма и выгодного рубежа для дальнейшего наступления наших войск. За проявленные инициативу, храбрость и мужество был награждён Орденом Красного Знамени. После войны Северьян встретил Анну Григорьевну Иванову, она не воевала, трудилась для победы в тылу. В трудное послевоенное время они воспитали четверых детей (трёх дочерей и сына). Дочь ветерана Татьяна Северьяновна вспоминает, что отец был добрейшим человеком, нежно любил их, никогда не повышал голос на детей и жену. Он очень неохотно рассказывал о боях и сражениях, а 9 мая каждый раз надевал парадный китель с наградами, садился за стол у окна, слушал радио, считал вслух залпы салюта в честь Дня Победы, а потом со слезами на глазах и горечью говорил: «Как же много людей погибло на этой войне…». Умер Северьян Фёдорович в октябре 1975, Анна Григорьевна – в марте 2007 года. Дети, внуки и правнуки бережно хранят память о С.Ф. Паневе, каждый год в День Победы они с его портретом выходят на парад, участвуют в акции «Бессмертный полк».
В Национальном музее Республики Коми хранятся записная книжка военных лет, фотографии и китель С.Ф. Панева, в Национальной галерее Республики Коми – портрет ветерана. Это один из самых проникновенных, а по воспоминаниям самого Рема Ермолина – трагичных образов ветеранов войны, созданных им: «…в комнате, у стоящего подле окна стола, сидит хрупкий пожилой человек. Упершись обеими руками о трость, он смотрит невидящими глазами в окно. Его душу до сих пор бередят страшные воспоминания…». На лацканах чёрного пиджака с обеих сторон блестят боевые ордена и медали. Несмотря на сдержанную цветовую палитру, простое композиционное построение, художник добивается психологической выразительности и создаёт запоминающийся образ ветерана. В нём – достоинство и спокойная уверенность солдата, с честью выполнившего свой воинский долг. Это человек, который в борьбе за победу над фашизмом проявил лучшие качества своего характера, человек несломленный тяжёлыми лишениями и испытаниями.